Поддержи проект
/ ОБРЯДЫ МОРДОВСКИХ НАРОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБРЯДЫ МОРДОВСКИХ НАРОДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБРЯДЫ МОРДОВСКИХ НАРОДОВ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Стремление контролировать поведение родителей в интересах ребенка прослеживается в традициях и обрядах многих народов мира. В них заложены обряды по формированию бережного отношения к детям, внимания к сохранению их здоровья и развитию их способностей. Не является исключением в данном случае и мордовские народы (мокша и эрзя).

У мордовских народов существуют разнообразные обряды и поверья, применяемые на самых ранних этапах зарождения ребенка. Это так называемые родильные обряды, исполнение которых способствует здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удаче на протяжении всей жизни. 


Всю совокупность обрядов и обычаев у мордвы, касающихся деторождения, можно разделить по своему предназначению на 4 группы:


1) Обряды, связанные со стимулированием деторождения, формирования установки на обязательное рождение детей в семье.

У мордовских народов Поволжья были свои божества, способствующие деторождению. «Так, у мордвы покровителям животных сил природы (воды – ведь-аве и леса – вирь-аве) наряду с другими функциями приписывалась и способность влиять на рождение детей. В честь ведь-авы устраивались моленья, где собравшиеся мужчины и женщины просили ее послать дождя, дать рост хлебу, а людям – детей» [4, с. 84]. Жертвоприношения данным божествам осуществлялось и в последующем для благоприятного течения беременности и исхода родов.

Бытовало представление, что ведь-ава ворует новорожденных и даже еще неродившихся детей. Поэтому, если у женщины не родились дети, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с такой молитвой: «Ведь-ава, матушка, прости меня, быть может я тебя обидела и поэтому не рожу детей». Женщины, которые не могли рожать, приносили покровительнице воды различные жертвы. В Тамбовской губернии, например, мордовки в полночь бросали в реку живого петуха, предварительно женщина делала несколько поклонов в сторону реки и просила ведь-аву дать ей способность рожать» [4, с. 84].

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Обеспечить деторождение были призваны такие магические приёмы, как сажание молодой на колени ребёнка, обсыпание их зерном, хмелем. При обсыпании хмелем, например, приговаривали: «Сколько в поле хмелинок, столько в доме детинок!». В молитвах, связанных со свадебными обрядами, заключалась просьба о многочадии будущих супругов, о большой семье [3, с. 14].

2) Обряды, направленные на контроль поведения беременной женщины для обеспечения физического и психического здоровья будущего ребенка.

Для того, чтобы «злые силы» не повредили беременной женщине и её ребёнку, она по возможности скрывала беременность, соблюдая различные запреты. «Бытовало мнение, что беременной женщине нельзя пинать собаку, иначе ребенок может быть золотушным. Если будущая мать положит за пазуху семечки, то ребенок будет болеть корью, а если орехи – то на нем будут шишки. Для того чтобы ребенок не родился горбатым, будущей матери не следовало перешагивать через кривые или изогнутые предметы: коромысла, оглобли, веревки. Ей запрещалось ходить на похороны, смотреть на пожар» [4, с. 73]. «Беременным женщинам нельзя было есть зайчатину, так как ребенок мог родиться с заячьей губой» [1, с. 54].

Существовали и приметы относительно пола будущего ребёнка: наличие на лице беременной женщины пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, – девочки, и наоборот [2, c. 53].

3) Обряды, связанные с процессом родов, появлением ребенка на свет.

Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали двери, замки, заставляли мужа 3 раза перешагивать через жену и т. д. «Для того, чтобы избежать трудных родов женщине нельзя было подпоясываться веревкой, в противном случае она перенесет столько мучений, сколько витков в веревке» [4, с. 78].

У мордовских народов существовала вера в то, что можно уменьшить страдания жены, передав их магическим путем мужу (обычай «кувады»). «Во время родов женщины муж ее стонал и очень усердно, как будто разделял муки своей жены» [1, с 56] В тех случаях, когда муж с женой живут в дружбе и согласии, любят друг друга, присутствие мужа считалось желательным, так как жене бывает легче.

Существовало поверье, что роды пройдут легче в бане, нежели в избе, поэтому просили о помощи у покровительницы бани – бань-авы. В благодарность за сохранение младенца повитуха зарывала под полом бани копейку [4, с. 88].

Во время родов женщине помогала повитуха (м. идень баба, э. бабушка). Это была, как правило, здоровая женщина, имевшая много детей и внуков, нередко свекровь. Повитуха пользовалась у мордвы особым уважением. Дети, которых она принимала, называли её бабушкой, а она их — унокт (м. «внуки») [2, с. 66].

4) Обряды, осуществляемые в первые дни после рождения ребенка для обеспечения ему благополучной жизни.

До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется не просто гигиеническими требованиями, но и давней верой мордвы в очистительную силу воды. Ранее перед этим обрядом повитуха совершала молян в честь ведь-авы и бань-авы. Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи. Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы и другие предметы, которые клали под подушку младенцу), ветки от веника, которым повитуха парила ребёнка в бане (их хранили в люльке 40 дней) [3, с. 28].

При первом обмывании младенца повитуха клала в воду деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моление над хлебом и просили богиню Нороваву дать счастье и здоровье новорождённому.

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (м.лавсень нуряфтомс, э. лавсень нурсемс). Колыбель по обычаю делал дед по матери, а его жена пекла лепёшки и пироги. Еду клали в колыбель, и женщины, присутствовавшие при этом, качали её, желая ребёнку сытой и счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться (м., э. содавтома) с новорождённым, обязательно с угощением и подарками [2,  с. 45].

По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Его давали в зависимости от времени или места рождения. Самым торжественным обрядом были крестины (м. кстинат, э. лемдема). Обрядами сопровождались также появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и др.

По мнению исследователя семейной культуры финно-угорских народов Т. В. Федяновича, «единой основой создания родильных обрядов служила радость по поводу рождения нового человека, загадочность этого явления, связанные с ним опасности и стремление избежать их» [4, с. 116].

Таким образом, у большинства народов существовала система обрядов, направленных на контроль поведения будущих родителей в первую очередь матери. Данные обычаи и обряды с одной стороны способствовали закладыванию и сохранению здоровья ребенка, а с другой своими предписаниями и правилами прививали мужчине и женщине нормы поведения заботливых, ответственных родителей.

 

Список литературы:

  1. Беляева Н.Ф. Родильные обряды мордвы-мокши Атюрьевского района Мордовской АССР (конец XIX начало XX в.) // Этнокультурные процессы в Мордовии. Тр. Мордов. НИИЯЛНЭ. Саранск, 1982. Вып. 71. С.51-63.

  2. Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие / Г.А. Корнишина. - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2007. - 112 с.
  3. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы: Рассказы о родном крае для маленьких читателей / Н.ФФ. Мокшин. – Саранск, Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.Г. Огарёва, 2007. – 48 с.
  4. Федянович Т.В. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец ХIХ века – 1980-е годы) / Т. П. Ф едянович. - М.: Координац.-метод. центр приклад. этнографии Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1997. - 184 с. 

    Черкасова Татьяна Владимировна,

    кандидат социологических наук, доцент,

    доцент кафедры социальной работы

    МГУ им. Н.П. Огарева,

    e-mail: tat.vl.76@bk.ru.