Поддержи проект
/ Рождение ребенка

Рождение ребенка

Рождение ребенка
Два мастер-класса по рождению ребенка: «Подвижные и развивающие игры в развитии ребенка», «Детские песни и колыбельные».

Как это было мы показываем Вам в нашем видео и фотоотчете.

Видеоматериалы с мастер-классов:























А чтобы у Вас появилось более детальное представление о рождении ребенка и отношении к этому событию в недалеком прошлом мы подготовили для Вас информационную выдержку о том как это было у мордвы-эрзи.

 

Среди семейных ценностей дети играют связующую роль, давая возможность для человека выполнять роль и обязанности отца, матери, сына, дочери, внука и т. п. Они олицетворяют вечный смысл жизни человека. Рождение ребенка предусматривает не только количественное воспроизводство, но и качественное, т. е. воспитание в соответствии культурными и нравственными ценностями эрзян. Народное мировоззрение ставило уважение и статус семьи в зависимость от качества детей: хорошее потомство поднимало статус родителей, семьи, рода.

Рождение здорового ребенка в семье издавна считалось важным и радостным событием. Поэтому люди независимо от их этнической принадлежности соблюдали определенные обряды, с помощью которых путем символических действий, норм поведения, поверий стремились способствовать этой цели.

Особое значение в связи с этим имели родильные обряды. Цикл родильных обрядов мордвы распадается на два этапа: первый охватывает обычаи и обряды, связанные с беременностью женщины и рождением ребенка; второй связан с принятием младенца в семью и общество. Первый этап обычаев можно отнести к лечебно-предохранительному виду, второй по психологии совершения — к имитативному виду.

Родильные обряды второго этапа носят преимущественно социально-бытовой характер. Главные мотивы этого этапа — желание передать ребенку трудовой опыт и моральные нормы его среды, способствовать благополучной жизни нового члена коллектива.

Сохранившиеся обряды изменились. Из старых обычаев, связанных с начальным периодом жизни ребенка, можно встретить такие, как первая стрижка волос, «разрезание пут», манипуляции с молочным зубом. Однако сегодня они рассматриваются как шуточные церемонии.

Родильные обряды можно классифицировать по их функциям: имянаречение, оберег и предопределение.

Родильный обряд «эйдень чачомань цислат» (эрз.) состоял из двух основных обрядов: послеродовый хлебный молебен «кшинь озномат» (эрз.) и проводившийся по истечению шести недель обряд имянаречения «лемдемат» (эрз.).

Обряд «кшинь озномат» (эрз.) проводился с целью представления верховному богу новорожденного младенца. На этот обряд собирались близкие родственники и повитуха: пекли хлеб, готовили брагу, зажигали особую свечу «штатол» (эрз.). От хлеба повитуха отрезала ломоть и давала съесть матери ребенка. Он назывался «хлебом здоровья» — «шумбра кши» (эрз.) и символизировал здоровье ребенка и матери. Сначала поминали усопших близких родственников ребенка и просили их покровительствовать младенцу. Затем обращались к богам, Вере-пазу (эрз.).

 

По истечении шести недель проводился обряд имянаречения «лемдемат» (эрз.). В этом обряде повивальная бабка нарекала имя младенца следующим образом: по принесению хозяевам дома (покровителям дома) и умершим предкам благодарственной жертвы за дарование младенца повивальная бабка заставляла кого-либо держать над головой новорожденного младенца испеченный пирог, а сама брала другой и, стукая хлебом об хлеб, который держали над головой младенца, произносила: «Даю тебе имя...».

По представлению мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы младенца имел выбор «счастливого» имени. Иногда ребенка называли по месту его рождения. Так, если он появился на свет во время жатвы, его могли назвать «Нуяльте» (от нуема (эрз.) — жатва). Если он рождался на пашне, то давали имя «Паксяльте» (от пакся (эрз.) — поле). В тех семьях, в которых дети часто умирали, новорожденного называли именем первого встречного человека, предмета или животного. Обоснованием такого выбора было то, что встречный человек или животное здравствуют, так и ребенок пусть будет здоровым и счастливым.

Следующим элементом обряда имянаречения являются моления «кашань озномат» (эрз.). В этом ритуале жертвенной пищей была каша из проса «суронь каша» (эрз.). Каждый участник обряда (реальный и воображаемый) получал свою долю каши. Обряд проводился в присутствии крестных и родственников ребенка. Ключевое действие этого обряда — приготовление каши. При этом было важно, какой она получится: если удалась, то верили, что жизнь новорожденного будет удачной. Обращаясь к богам, повитуха просила для ребенка столько счастья, сколько в каше крупы и соли.

 

Вплоть до крестин ребенка оберегали от дурного глаза, поэтому старались не показывать его посторонним. Самыми опасными для здоровья ребенка считались первые шесть недель его жизни. Оберегами от порчи считались железные предметы, укладываемые в зыбку под ребенка. Хорошим защитным средством были также ветки от веника, которым повитуха парила ребенка в бане. Верили, чтобы уберечь дитя от смерти, нужно было в течение дня напрясть нитки, выткать из них холст и сшить младенцу рубаху.

Кроме обрядов, которые должны были уберечь новорожденного от нечистой силы, у мордвы совершались обряды, обеспечивающие ему долгую, счастливую жизнь.

В обряде, посвященном рождению ребенка, содержатся пожелания благополучия, трудолюбия. Чтобы ребенок был привязан к матери, пуповину перевязывали специальными нитками, которые были свиты с волосами матери.

В зависимости от того, кем хотели видеть в будущем ребенка, пуповину относили в соответствующее место. Например, для мальчика — в конюшню, «чтобы у него водились кони», привязывали к сохе — «чтобы стал хорошим пахарем и всегда имел хлеб», у девочек — забивали к прялке, «чтобы была хорошей пряхой».

Уже при первом обмывании ребенка повитуха клала в воду деньги, чтобы он был богат; парила его рябиновым веником, чтобы он вырос здоровым и красивым.


Фотографии с мастер-классов: