Поддержи проект

Свадьба

Свадьба
В канун новогодних праздников 30 декабря, мы провели два мастер-класса по свадьбе: «Театрализованное представление «Эрзянская свадьба» и «Свадебные песни эрзян». Это первый праздник в серии из десяти мастер-классов.  

Долгий путь был к нашим первым мастер-классам. Разработка проекта происходила в рамках работы над диссертацией в течении пяти лет. Потом участие в конкурсе на Президентский грант, потом его реализация в рамках стен сельской школы, но нам она показалась не достаточной, и мы решили вынести проект в стены существующего Дома культуры. Но чтобы это сделать нам пришлось провести ремонтные работы, которые продлились около полугода и были осуществлены силами общественной организации «Новое село» и жителями села при активной поддержке районных властей. Вот так Президентский грант на поддержку семейных ценностей и реализацию проекта КУДО инициировал дополнительные частные инвестиции на ремонт Дома Культуры, и активировал гражданские инициативы в селах нашей республики куда докатилась информация о проекте семейного центра и о новой жизни сельского Клуба. 


На этапе подбора команды мастеров для проведения занятий, выбора формата, места и дат проведения столкнулись с множеством проблем. Верно говорят, что кадры решают все. Без людей творческих, инициативных, оптимистично настроенных ничего сделать нельзя. К счастью в нашем селе таких людей удалось найти и уже с их помощью привлечь к проекту многих других.


Итак, первая серия мастер-классов. Пришло более 20 детей и более 40 представителей второго и третьего возраста подтянулись во время мероприятий. Для старта проекта и привлечения наилучшего интереса мы решили объединить два связанных праздника и провести их в канун новогодних, когда в селе наблюдается высокий градус стремления к встречам и общению. Информирование посредством СМС провели по четырем селам и из каждого были представители, что безусловно положительно повлияло на общий информационный фон и позволит привлечь больше населения к проекту на следующих мастер-классах.



З0.12 мы провели три мастер-класса по свадьбе: «Значение праздника свадьбы в семейных традициях эрзян», «Секреты народного мастерства и творчества в свадебном обряде эрзян», «Угощения в праздник свадьбы. Кухня в свадебном обряде эрзян» и три мастер-класса связанных с рождением ребенка: «Ценность ребенка в эрзянской семье», «Празднично-обрядовая кухня эрзянского народа при рождении ребенка», «Одежда в родильных обрядах мордвы». 


Как они проходили можно увидеть на фотография и видеоматериалах размещенных на нашем сайте. 


Видеоматериалы с мастер-классов:























По свадьбе эрзянской также размещаем краткую текстовую информацию для желающих познавать культуру предков и находить в ней ответы для сегодняшней и будущей жизни. 


«День семьи, любви и верности» и мастер-классы по нему посвящены одному из важных семейных праздников эрзян — свадьбе. Вспоминаем основные особенности и традиции этого праздника, пробуем их воссоздать. 


Для начала стоит сказать, что в эрзянской традиционной семье обряды играли большую роль, через обряд утверждалась преемственность нового со старым и сохранялись  традиционные ценности. Такой важной ценностью для эрзян была и остается семья. Однако в эрзянском языке отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (э.) — дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. Это нашло отра-жение и в устно-поэтическом творчестве мордвы, где семья и дом представляют синонимы. Например, в пословицах :  «Эйкакш марто кудось — уцяскав кудо» (э.)(«Дом с детьми — счастливый дом»). 


Все сферы жизни семьи определялись традициями и обычаями, в том числе и проведение свадьбы. Создание новой семьи, появление нового крестьянского двора в общине считалось общественным делом и требовало признания брака со стороны общества. В заключении браков община принимала участие в виде материальной и нравственной поддержки, а также непосредственного присутствия во время свадебных гуляний. Община ревниво следила за исполнением ритуалов свадебной обрядности; мнение родственников, ближайших соседей, селения в целом являлось регулятором поведения. Об ответственности выбора супругов говорили и пословицы: «Ёньфтема рьвя лангс рьвяямс, лучи эрьхкти ваямс» (На глупой жениться — лучше в болоте утопиться), «Кодамо пенькась, истямо отроскась» (Каково дерево, таковы и ветки)». 


Заключение браков традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Мордвин брал в жены прежде всего работницу и притом такую, которая была бы способна к рождению детей. Прежде чем сосватать девушку, наводили исчерпывающую справку о ней, о ее родителях, ее родных, узнавали о репутации семьи. 


Обряд свадьбы — это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха.



Условно свадьба состоит из нескольких этапов: 


  • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе

  • Свадьба

  • Послесвадебный – гуляние.



Обряд сватовства


Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом.  Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы. 



Обряды в доме невесты


С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти. 


Далее проходил обряд «укладки сундука» - символ материального достатка невесты и ее счастливой жизни в браке. 



Обряды в доме жениха


Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты. Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги, от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д. 


Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола. 



Выкуп невесты 


При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол пироги и другую еду, и после моления начиналось угощение. По окончании пиршества родственницы невесты одаривали поезжан. Невеста в это время сидела в другой комнате, затем её выводили, и начинался обряд прощания невесты со своими родными. 


Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал молодой. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье. 



Обряды в семье после свадьбы


На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. 


Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен. 


Широко бытовал обряд приобщения молодой снохи к семейно-родовому культу. Традиция обязывала к тому, чтобы новая невестка совершила умилостивительное жертвоприношение в виде вышитого полотенца и своей доли воска для родовой свечи. Цель обряда — выпросить покровительство для нового члена семьи. По количеству полотенец на свече в семье можно было определить число взятых в род снох.


В современном мире, конечно, сыграть такую свадьбу очень сложно. В настоящее время свадьбе присущи не все обрядовые действия. Уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, поедание каши, расплетание косы и многие другие. В силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе, сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Но некоторые обряды сохранились до сих пор. Перед отъездом свадебных поезжан родители благословляют своего сына, при этом отец держит в руках икону, а мать каравай свежего хлеба. Главным лицом в поезде все также считается сваха. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому невесты, ее подруги и родственники запирают двери и требуют от приехавших выкупа, при этом в шутливой форме высмеивали их. Современный выкуп невесты – это весёлые конкурсы и каверзные вопросы, которые задают жениху подружки невесты.  После того, как невеста с женихом садятся в машину, главные распорядители с целью предохранения от «колдунов» и «злодеев» трижды обходят его, держа в руках кнут и икону. Из старины сохранился обычай осыпать молодых пшеном, зерном, монетками, чтобы жизнь была богатой и счастливой.


Фотографии с мастер-классов: