Поддержи проект
/ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ЭРЗЯНСКОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ЭРЗЯНСКОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД  В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИЙ ЭРЗЯНСКОЙ СЕМЬИ  В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Автором показаны трансформационные процессы в жизнедеятельности эрзянских семей в Республике Мордовия, представлена система факторов, приведших к данным переменам. Происходящие изменения требуют принятия активных мер по сохранению и укреплению традиционной эрзянской семьи в регионе. Цель работы – возрождение и распространение национальных традиций эрзянских семей. Методы и материалы. В качестве способа достижения поставленной цели предлагается программно-целевой метод.

В качестве способа достижения поставленной цели предлагается программно-целевой метод. Кроме того, при разработке проекта семейного центра использован социально-проектный метод. Результаты исследования и их обсуждение. В рамках разрабатываемой программы «Эрзянская семья: традиции и современность» автором представлен социальный проект семейного центра, который планируется реализовать в одном из сел республики. Создание центра направлено на организацию совместной деятельности старшего и младшего поколений в форме мастер-классов. Их проведение предполагает передачу от бабушек и дедушек детям и подросткам знаний о национальных традициях эрзян, а также навыков соблюдения праздничных и бытовых обрядов. Результатом работы семейного центра будут культур ная органи зация досуга семей, повышение культурного уровня населения, возро ждение на циональных традиций эрзянского народа и национальной идентифика ции, сближение поколений семьи, что в совокупности будет способствовать укреплению эрзянской семьи в отдельно взятом населенном пункте. Заключение. Итогом функционирования семейного центра должны стать укрепление семьи и распространение нацио нальной культуры в селе, а через село и в городе. Ключевые слова: эрзянская семья; трансформация; социальный проект; семейный центр; клубная работа; традиция; мастер-класс.

 

Введение

На протяжении ХХ в. происходили постепенное сокращение численного состава эрзянской семьи, переориентация с норм многодетности на малодетность, увеличение числа разводов, повышение количества межнациональных браков. Современная эрзянская семья испытывает на себе те же негативные внешние воздействия и имеет те же внутренние проблемы, что и каждая российская семья. Изменился поколенный состав эрзянской семьи – сегодня основную массу составляют двухпоколенные семьи. В связи с интенсивной миграцией населения из сельской местности в город основным типом семьи у эрзян является семья городская. В современных условиях семейно-родственные отношения становятся менее обязывающими, хотя поколения по-прежнему интенсивно обмениваются всеми видами помощи, поддерживают членов своей семейной группы. Сохраняются национальные особенности в организации быта семей, в обрядовой культуре, питании, однако по многим параметрам происходит сближение семейной культуры эрзян с семейными культурами других этносов и народов.

Обзор литературы

Историография изучения мордовской, в частности эрзянской, семьи пред ставлена трудами историков, этнографов, культурологов, демо графов и социоло гов. Из публикаций второй половины XIX – начала XX в. о мордовском народе широко известны работы В. Н. Майнова [4] и И. Н. Смирнова [10].

Современный этап исследований мордовского народа, в том числе эрзян, характеризуется расширением спектра исследовательской проблематики, развити ем ряда новых направлений, появлением работ, посвященных именно се мье. Из региональных следует отметить монографии и статьи В. К. Абрамова, В. А. Балашова, Н. Ф. Беляевой, Г. А. Корнишиной, Н. Ф. Мокшина, Ю. Н. Мок шиной, В. Ф. Разживина, Л. И. Савинова, В. А. Юрчёнкова. Данные авторы концентрировали внимание на исследовании этнических процессов мордовского народа в целом, изменениях его культурно-бытовой сферы. Однако в большинстве научных публикаций проблемы функционирования эрзянской семьи отражены лишь фрагментарно. В связи с этим актуально проведение комплексного исследования эрзянской семьи, где она выступала бы основным объектом научного анализа.

Анализ работ указанных авторов позволяет говорить о влиянии на традиционную обрядность мордовского народа, в том числе эрзян, происходивших в ХХ в. социокультурных процессов. В развитии традиций семейного уклада эрзян ученые отмечают две противоречивые тенденции: сохранение этнической специфики, с одной стороны, и ее трансформация под влиянием социокультурного пространства мегаполиса, надэтнических явлений (массовая культура, мода и т. д.) и иноэтнических факторов (соседство с другими этносами, взаимопроникновение культур и т. д.) – с другой [1, 93].

Исследователи преобразований в образе жизни эрзянских семей выделяют ряд факторов, обусловивших данные изменения. Из предлагаемых ими факторов можно отметить те, которые, повлияв на другие этносы, привели к уменьшению у них численного состава семьи:

  • миграция из села в город и приобщение к городской культуре, присоединение к ценностям индивидуализированного образа жизни;

  • вовлечение членов семьи в промышленное производство, обеспечивающее их экономическую самостоятельность и большую независимость от семьи; – увеличение требований к уровню обес печенности детей, что вынуждало родителей больше тратить финансов и времени на ребенка;

  • гонение на церковь в советский период и уход от ценностей церковного брака;

  • распространение среди молодого поколения ценностей индивидуализма и общества потребления.



Кроме того, в работах представителей региональной науки указываются специфические факторы, приведшие к утрате народных традиций и культуры, традиций семейной жизни у эрзян:

  • совместное проживание с другими народами, уменьшение территорий компактного проживания эрзянского этноса;

  • привитое в советский период нежелание выделяться из среды горожан, что побуждало эрзян при переписи населения записываться русскими;

  • заключение смешанных браков и постепенное исчезновение национальных особенностей эрзянского брака;

  • неиспользование в официальной жизни родного эрзянского языка, постепенное ослабевание его использования в быту, семейном кругу.



Под влиянием данных факторов эрзянская семья, как и мокшанская и русская, перешла от традиционного типа к нуклеарному. Поскольку уклад жизни мордовской семьи во многом был аналогичен нормам семейной жизни других финно-угорских и славянских народов, то переход к новым нормам и традициям семейной жизни происходил в одинаковых условиях и темпе. Если вспомнить традиции семейной жизни у славянских народов, то нужно отметить, что они тоже сводились к нормам многопоколенных, расширенных, крепких семей.

В связи с тем, что эрзяне тесно контактируют с русскими, заимствуя отдельные образцы и нормы поведения, необходимо проведение мер по возвращению не только национальных традиций эрзян, но и нацио нальной культуры русского народа,  традиционной русской семьи. В настоящее время необходимо понять, что важными и конструктивными являются проведение и развитие активной работы в обоих указанных направлениях: возрождение ценностей и традиций семейного образа жизни как у русского, так и у мордовского народа.

Согласимся с авторами, указывающими на важность распространения среди детей и молодежи традиционных семейных ценностей мордовского народа: «Популяризация среди детей и молодежи преимуществ стабильной традиционной мордовской семьи с крепкими межпоколенными связями будет прививать молодому поколению ценности семейного образа жизни, рождения и заботы о детях» [5, 66].

Историография исследований эрзянской семьи при всем многообразии научных работ отражает только описание и анализ проблем функ ционирования эрзянской се мьи в прошлом и настоящем. Однако в современных условиях важна не констатация происходящих изменений, а выработка путей решения возникающих проблем в функционировании эрзянской семьи, способов сохранения и распространения семейных традиций эрзян. В связи с этим автору статьи как представителю эрзянского народа важно было не только исследовать особенности и трудности в функционировании семьи родного народа, но и найти пути решения данных трудностей, сохранения семейных ценностей эрзян, что выразилось в попытке организации работы семейного центра в сельской местности (в родном селе Паракине).

Материалы и методы

В связи со сказанным выше актуальна разработка перечня мер семейной и национальной политики в регионе по поддержанию традиций эрзянской семьи. В данном деле важно использовать знания, квалификацию исследователей, специалистов по вопросам национальной и семейной культуры того или иного народа, материально-технические ресурсы учреждений и служб региона, а также опыт и умения благополучных семей, в первую очередь старшего поколения.

Наиболее оптимальным методом реализации данных мер является программно-целевой. Этот метод позволяет разработать комплекс мероприятий, которые бы учитывали потребности и особенности образа жизни эрзянской семьи, воздействовали системно и последовательно с привлечением всех заинтересованных субъектов, структур и име ющихся ресурсов.

Проведенный нами анализ теоретических источников и правовых документов, отчетной и статистической информации о семейной и национальной политике в регионе позволил представить целевую программу «Эрзянская семья: традиции и современность» с описанием ее цели, задач, видов мер, направлений их реализации и показателей результативности.

Непосредственная реализация предлагаемой целевой программы возможна путем комплекса мероприятий и акций, однако в качестве приоритетного выбрано функционирование семейного центра по месту жительства эрзянских семей. Его работа будет соответствовать одному из направлений клубной деятельности по месту жительства, закрепленному в Письме Минобразования РФ № 813/28-16 «О Рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях» от 13 ноября 2000 г. [8], а именно помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием ребенка, а также привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально полезных мероприятий, акций.

Предлагаемый семейный центр был разработан с применением социальнопроектного метода. Социальный проект в данном случае понимается нами как совокупность взаимосвязанных и реализуемых в конкретной последовательности мероприятий, направленных на достижение определенных целей и задач, с указанием необходимых ресурсов, а также места и сроков реализации проекта. По сути, нами предлагается описание механизма привлечения населения к организации и проведению мероприятий семейного центра в сельской местности, который предполагает систему занятий и встреч, имеющих целью обучение детей и подростков навыкам и умениям по различным аспектам жизнедеятельности эрзянской семьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Предлагаемая целевая программа «Эрзянская семья: традиции и современность» состоит из ряда взаимосвязанных компонентов.

Целью программы выступают достижение и распространение такого типа эрзянской семьи, для которого характерны официально зарегистрированный брак, полная семья (оба родителя), рождение двух и более детей, совместное проживание и/или тесное общение всех поколений семьи (прародителей, родителей, детей), равенство прав супругов. При этом планируется решение следующих задач:

  1. воссоздание и установление национальных традиций эрзян в различных сферах жизнедеятельности семьи;

  2. подготовка родителей, способных полностью обеспечить условия для воспитания и развития детей в семье, в том числе в русле национальных традиций эрзянской семьи;

  3. установление более тесного общения разных поколений семьи для передачи знаний о национальных традициях эрзян, использование потенциала социально активного старшего поколения;

  4. формирование установок на уважение к старшему поколению и заботу о нуждающихся членах семьи;

  5. расширение материальной базы для реализации семейного досуга и иных форм жизнедеятельности семьи, усиление координации действий существующих субъектов поддержки семьи.



Показателями результативности целевой программы выступают: доля семей, придерживающихся национальных традиций в повседневной жизни в общении, быту, проведении досуга и др.; доля семей, имеющих официально зарегистрированный брак; количество разводов; число детей в семье; количество браков; доля населения, использующая в общении, прежде всего в семейном кругу, родной эрзянский язык; количество совместно посещенных семейных мероприятий; число участников семейных клубов и иных центров поддержки семьи.

Улучшить названные параметры предполагается посредством комплекса мероприятий по следующим направлениям.

  1. Мониторинг положения эрзянских семей в РМ.

  2. Формирование у молодого поколения республики семейных ценностей, ориентации на следование национальным традициям семейной жизни, общение со старшим поколением.

  3. Создание системы подготовки и обучения родителей в эрзянских семьях навыкам воспитания детей в русле приобщения к национальным традициям.

  4. Создание условий для общения и совместной деятельности представителей разных поколений семьи, в том числе для передачи младшему поколению знаний о национальных традициях.

  5. Развитие инфраструктуры учреждений для поддержания и развития семьи, совместного времяпрепровождения членов семьи, семейного досуга с элементами национальных традиций эрзян.


Мероприятия программы распределены на две группы:

1) меры материальной поддержки семей с детьми, которые бы обеспечивали условия для реализации сформированной установки на создание традиционной семьи и рождение детей. Данные меры являются дополнением к существующей системе социальной поддержки семей с детьми (в частности, законодательное закрепление профессии родителя с соответствующей оплатой; денежные выплаты родителям в виде надбавок к заработной плате на каждого ребенка – надбавка к заработной плате отца, если мать занята уходом за ребенком и не работает; создание широкой сети детских садов, в том числе частных, служб лицензированных сиделок и нянь, которые в достаточном объеме удовлетворяли бы потребность родителей в помощи при уходе за ребенком; создание иных видов государственного и общественного сервиса (служб и центров), оказывающих помощь работающим родителям; введение «прибавленного года» с содержанием для работающих родителей, который они могут использовать для перерыва в работе, чтобы быть рядом с детьми в особые периоды их жизни);

2) меры воспитательного воздействия, направленные на формирование у семей и молодежи установки придерживаться национальных традиций эрзянской семьи. При этом важно не столько организовать формальную демонстрацию национальной культуры на всевозможных фестивалях и конкурсах, сколько показать семье, ее членам значимость и полезность нацио нальных традиций и обычаев для жизнедеятельности семьи. Действительно более эффективное и сплоченное функционирование крепкой семьи возможно с учетом опыта, накопленного эрзянским этносом на протяжении всей истории существования и выраженного в национальных традициях и обычаях.

Реализация целевой программы возможна через следующие формы и виды мероприятий: конференции, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, кружковая работа, массовые культурные и спортивные мероприятия, флеш-мобы, индивидуальные семейные консультации, обучающие занятия, выпуск методической и культурной литературы, коллективные встречи с выдающимися представителями национальной диаспоры, посещения и оказание помощи семьям на дому, работа семейных центров, реализация социальных проектов, съемка видеофильмов, рекламных роликов, телепрограмм, интервью с мастерами прикладного творчества, журнальные репортажи, тематическая выставка и др. Данное многообразие методов работы и мероприятий активно используется в планах различных целевых программ как федерального, так и регионального уровня.

Представим одну из наиболее востребованных форм работы с семьей – клубную работу семейного центра по месту жительства. Мы предлагаем направить мероприятия на молодое поколение – детей и подростков, поскольку у них можно еще до создания собственной семьи выработать навыки по формированию благополучной традиционной семьт и помочь предупредить негативные тенденции в дальнейшем ее функционировании. При этом важно в работе по формированию семейных ценностей и ориентиров у детей и молодежи привлекать старшее поколение из семей благополучных, крепких и стабильных, что будет способствовать передаче богатого жизненного опыта старших и сплочению всех поколений семьи. Таким образом, основная идея предлагаемого проекта семейного центра заключается в создании условий для активизации совместного времяпрепровождения всех членов семьи, передачи жизненного опыта и национальных традиций от старшего поколения к младшему.

Сравнение проекта предлагаемого нами семейного центра с описанием работы других семейных центров указывает на наличие у них некоторых особенностей [2; 6; 7; 9; 11]. Во-первых, сегодня семейные центры и семейные клубы создаются и действуют в городской среде на базе детских дошкольных учреждений. Во-вторых, в кружках и конкурсах данных центров участвуют в основном дети, и лишь периодически упоминается привлечение к участию в занятиях родителей, прежде всего мам. В-третьих, инициатива в проведении занятий центров и выбор их формы принадлежат сотрудникам образовательных учреждений, для которых важны не столько учет интересов семьи и детей, ее сплочение, сколько необходимость действовать в соответствии с планами, утвержденными вышестоящими органами управления. В-четвертых, в работе семейных городских центров чаще всего применяются традиционные формы кружковой работы (конкурсы, фестивали, встречи, консультации, кружки рукоделия, экскурсии, выставки, оформление газет и стендов). В-пятых, работа семейных центров главным образом направлена на развитие интеллектуальных способностей воспитанников и на их подготовку к школе.

Действующие редкие семейные центры в сельской местности практически не освещают свою работу в средствах массовой информации и научных периодических изданиях. Поэтому может сложиться мнение, что такие центры практически не действуют или развиваются в форме культурно-досуговых клубов. Это лишний раз подтверждает важность создания учреждений, направленных не только на организацию досуга жителей села, но и на распространение ценностей семейного образа жизни.

Предлагаемый же нами проект семейного центра имеет следующие особенности:

  • комплексное сочетание культурнодосуговой, образовательной, воспитательной и этнографической работы с жителями села;

  • привлечение к участию в работе семейного центра как детей, так и их прародителей, которые являются основным источником информации о семейных и нацио нальных традициях;

  • привлечение к работе сельского семейного центра не только жителей села, но и молодых поколений семьи, проживающих в городе;

  • ориентация работы сельского семейного центра не столько на развитие талантов и творческих способностей детей, сколько на освоение и применение детьми навыков использования национальных традиций в жизни своей семьи, в семейных праздниках и буднях;

  • определение содержания занятий и элементов национальной культуры исходя из интересов, пожеланий и умений участников.



Социальный проект семейного центра мы предлагаем реализовать в одном из населенных пунктов сельской местности РМ, что объясняется двумя факторами: совместным или очень близким проживанием всех поколений семьи, а также сохранением селе носителей национальной культуры и традиций. Это создает дополнительные возможности для совместного участия всех поколений семьи в работе центра, а также включения в содержание мероприятий центра национальных эрзянских традиций.

Актуальность работы подобного семейного центра особенно остро проявляется в сельской местности, поскольку досуг молодежи вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками, и происходит явный регресс социальнодосуговой работы по месту жительства с населением села. При этом ухудшение качества социально-досуговой работы с детьми и молодежью на фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации детей приводит к серьезным социальным последствиям: увеличению числа детей с девиантным поведением; росту числа подростков, употребляющих алкоголь и наркотики; снижению школьной успеваемости; углублению конфликта поколений и др.

Цель семейного центра – организация условий для совместного времяпрепровождения старшего и молодого поколений семьи, общения и обмена знаниями, приводящих к их сближению и, как следствие, к укреплению семьи в целом.

Задачи семейного центра:

  • определить потребности детей и пожилых людей в тех или иных формах досуга;

  • установить уровень знаний детей, подростков о жизни в семье и умений в быту;

  • организовать досуг детей и пожилых людей;

  • создать условия, в которых дети и подростки смогут максимально проявлять свои потенциальные возможности, реализовать себя;

  • сформировать условия для востребованности знаний и опыта пожилых людей;

  •  установить более тесное общение всех поколений в семье;

  • активизировать местное сообщество, ввести представителей общественности в группы самоуправления;

  • обобщить опыт работы с разными поколениями семьи, распространить его на другие территории;

  •  собрать, обобщить и систематизировать информацию о национальной культуре эрзян, праздниках и обыденной жизни эрзянской семьи.



Основной формой функционирования семейного центра будет работа в группах, объединяющих детей, подростков и пожилых людей. При этом возможно использование индивидуальных занятий и консультаций участников группы. Для подведения промежуточных итогов групповой работы и демонстрации результатов могут использоваться коллективные и массовые формы.

Нами в качестве метода работы с участниками семейного центра предлагается мастер-класс, который можно охарактеризовать как ярко выраженную форму ученичества у мастера – путем прямого и комментированного показа приемов работы [12, 90].


Тематика работы данных групп в определенной мере соответствует видам функций семьи (социальнобытовая, рекреационно-досуговая, воспитательно-социализирующая, материальная):


  1. обучение творчеству, рукоделию и мастерству, в том числе с изучением особенностей национального эрзянского костюма и украшения эрзянского дома – мастер-классы «Праздник: Традиции народа и семьи» и «Мастеровой и рукодельница»;

  2. развитие литературных, песенных и танцевальных талантов детей и подростков, основанное на национальном фольклоре и культуре, – мастер-классы «Песня зовет» и «Театрально-танцевальная студия»;

  3. обучение кулинарному искусству с использованием национальных блюд – мастер-класс «Кулинарный шедевр»;

  4. формирование у детей и подростков трудовых навыков выполнения домашней работы, сельскохозяйственных и ремонтных работ с освоением народных промыслов;

  5. обучение навыкам ухода за членом семьи (ребенком, больным, недееспособным).


Наиболее активно семейный центр будет работать в летний период, когда младшее поколение имеет больше времени для посещения центра и общения со старшим поколением, включая совместное проживание с бабушками и дедушками.


Условия для реализации данного проекта семейного центра, несомненно, требуют комплекса ресурсов:


  • материальная база, в качестве которой может выступать общеобразовательное или культурное учреждение сельского поселения (школа или Дом культуры);

  • техническое оснащение, включающие расходные материалы для проведения занятий и массовых мероприятий;

  • методическое обеспечение, содержащее детальное описание занятий различной направленности;

  • кадровые ресурсы, предполагающее как привлечение профессиональных специалистов в работе с семьей, которые способны разнообразить формы социально-досуговой работы, так и отбор представителей общественности, наиболее активных в социальной и культурно-массовой работе.


В данной ситуации важно подключить само население к активной реализации мер по укреплению института семьи. Это позволило бы обывателям осознать, насколько серьезны негативные изменения в современной эрзянской семье и насколько важна работа семейного центра.


Организатором предлагаемого проекта может выступить представитель администрации сельского населенного пункта, который может опираться на следующий механизм реализации социального проекта:


  1. отбор среди сельской общественности наиболее активных жителей, способных стать помощниками организатора социального проекта;

  2. разработка перечня занятий, определение их тематики;

  3. отбор специалистов и представителей общественности для проведения занятий в кружках, разработка ими содержания кружковых занятий;

  4. определение расходных материалов для проведения занятий и массовых культурных мероприятий, поиск источников финансирования и при необходимости корректировка содержания занятий в семейном центре;

  5. разработка и распространение среди населения информации о работе семейного центра;

  6. набор детей и подростков в качестве участников семейного центра для занятий в кружках;

  7. проведение занятий и мастерклассов в кружках семейного центра в летний период, выходные дни, дни школьных каникул, а также индивидуальные встречи и консультации;

  8. подведение итогов работы семейного центра, подготовка и проведение культурно-массового мероприятия для демонстрации результатов проделанной работы (фестиваль, конкурс, выставка и др.);

  9. обобщение опыта работы семейного центра, подготовка и тиражирование методических рекомендаций по организации семейного центра в других регионах и населенных пунктах.


Началом реализации семейного центра может быть проведение нескольких пробных занятий в выходные дни. Для этого мы выбрали один из сельских населенных пунктов Республики Мордовия с компактным проживанием эрзян – с. Паракино Большеберезниковского района. Здесь действует средняя общеобразовательная школа, в классах и актовом зале которой можно организовать проведение мастер-классов семейного центра.


Основной целевой группой, для которой реализуются занятия семейного центра, являются пожилые жители села, бабушки и дедушки 55–65 лет, и их внуки и внучки 6–13 лет, проживающие в городе и приезжающие в гости на выходные и в каникулы.


Тематику мастер-классов планируется ориентировать на изучение истории  и особенностей семейных и национальных праздников эрзян. Содержание заданий и творческих упражнений направлено на обучение детей навыкам проведения национальных праздников в семье или селе. Основной целью данных занятий является обогащение знаний участников о традициях семейных и национальных праздников, а также привитие навыков их празднования в кругу семьи. По сути, в итоге все участники проекта становятся одной семьей, объединяются духом семьи.

Завершение годового цикла работы семейного центра должно выразиться в подготовке итогового отчета с описанием состоявшихся мероприятий, привлеченных участников и ресурсов, результатами опроса жителей села.


Таким образом, в рамках мастерклассов одни участники семейного клуба получают возможность вспомнить, а другие – освоить ценности и символы национальной культуры. Изученные и освоенные ценности и символы способствуют переносу заложенных в них смыслов и значений из одного пласта культуры в другой, тем самым обеспечивают связь времен и поколений.

Затраты на проведение мастер-классов семейного центра предполагают в основном оплату помещений, коммунальных услуг, услуг связи и сети Интернет. Необходимые ресурсы могут быть в значительной мере созданы и сформированы за счет средств участников семейного клуба, в частности расходные материалы для изготовления одежды, кулинарных блюд, игр и забав могут быть принесены ими из дома или куплены; участники будут заинтересованы в этом, поскольку полученные в результате мастер-классов изделия останутся в их семье, доме.

С целью получения финансовых средств для работы семейного центра нами была подана заявка для участия в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2017 г. В данный момент заявка зарегистрирована и находится на рассмотрении.


Предполагается, что в результате реализации проекта семейного центра будут достигнуты следующие показатели:


– качественные:

а) сплочение семей селян, представителей всех поколений семьи, особенно прародителей и внуков, которые больше времени проводят вместе, больше внимания уделяют друг другу;
б) обогащение знаний и жизненного опыта членов семьи, младшее поколение больше узнает о традициях и истории своей семьи, особенностях национальных и семейных праздников, у старшего поколения происходит взаимообмен опытом семейной жизни;
в) постепенное привлечение родителей к использованию лучших традиционных практик семейного воспитания;
г) поддержание и распространение национальной эрзянской культуры в сельской местности;
д) отработка и внедрение в сельскую социальную практику модели семейного центра, отвечающего интересам и запросам сельчан, его дальнейшее функционирование как самоорганизующейся постоянно действующей структуры на селе;


– количественные:

а) пропаганда работы семейного центра среди жителей села, демонстрация результатов работы центра для сельчан – 700 человек;
б) приобщение к работе центра в качестве участников 20 пожилых человек и 50 детей;
в) освоение и отработка навыков ведения мастер-классов – 5 пожилых людей;
г) накопление опыта работы в семейном центре в селе – 1 сотрудник (организатор);
д) увеличение числа сельчан, участвующих в национальном празднике «Раськень Озкс» [3], на 10 %.


Заключение


Таким образом, проведение занятий в семейном сельском центре должно быть направлено на привитие подрастающему поколению ценностей семейной жизни, навыков проведения досуга всей семьей. Выбор двух целевых аудиторий определенного возраста обусловлен, с одной стороны, наличием у поколения прародителей знаний и опыта семейной жизни, а с другой стороны, тем обстоятельством, что внуки до подросткового возраста еще находятся под влиянием семьи и могут не просто «слушать», но и «слушаться» своих бабушек и дедушек. Эти две целевые группы будут объединены в совместной деятельности в стенах семейного центра, а затем перенесут данный механизм взаимодействия в свои семьи, в общение не только между внуками и бабушками, но и между детьми и родителями.


Кроме того, проведение занятий в семейном центре в интерактивной форме мастер-классов с интересным содержанием позволит привлечь внимание детей и подростков к традициям народной культуры. Данные мастер-классы и итоговая демонстрация результатов их проведения позволят показать детям и подросткам, что традиции и обряды эрзянской среды могут быть интересны, актуальны, применимы в их семьях, в совместной деятельности в обычные и праздничные дни. Постепенное сближение поколений в семье через совместное проведение национальных и семейных праздников приведет не только к укреплению сельской семьи, но и к возрождению национальной эрзянской культуры, к более активному использованию национального языка и в быту, в кругу семьи, и в общении, взаимодействии с внешней средой.


В целом, стоит отметить, что итогом функционирования семейного центра должны стать две одинаково ценные тенденции: укрепление семьи и распространение национальной культуры в селе и в городе через село. При этом трудно сказать, какая из них будет решающей и определяющей для проявления другой, поскольку обе тенденции будут развиваться одновременно, усиливая друг друга. Несомненно, что наиболее удачные условия для возрождения традиций своего народа, своей семьи имеются на селе, где еще сохранились носители и ценители национальной культуры. Село в данном случае выступает «колыбелью» семьи, возрождая ее и обеспечивая при этом собственное будущее.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Акимова З. И. Аспекты свадебных обрядов мордвы Москвы и Московской области: трансформация в условиях мегаполиса // Финно-угорский мир. 2016. № 1. С. 89–94. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26250919 (дата обращения: 23.01.2017).

  2.  Дядюнова И. А. Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения // Образование и общество: всерос. социол. конф. к 20-летию Российского общества социологов. 2009. С. 88. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=22680702 (дата обращения: 23.01.2017).

  3. Корнишина Г. А. Праздники «Раскень озкс» и «Акша келу» в современной культуре и общественно-политической жизни мордвы // Праздники и обряды в УралоПоволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. ст., посвящ. 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГСПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23–25 июня 2016 г. Самара, 2016. С. 58–62. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27283434_91965920.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

  4.  Майнов В. Н. Очерки юридического быта мордвы. Санкт-Петербург, 1885. 283 с.

  5. Митякина Л. В., Хромова Т. В. Обучение мордовским языкам в условиях депопуляции финно-угорских народов // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 62−68. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_20879316_79966103.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

  6. Молева Т. Н. Школьный семейный клуб и проблема формирования духовнонравственных ценностей детей и родителей // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 69–73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21483499_94117867.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

  7. Морозова С. А. Семейный клуб как средство просвещения родителей // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. № 2. С. 58–62. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=22630746 (дата обращения: 23.01.2017).

  8.  Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000 № 813/28-16 «О Рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях» // Вестник образования. 2001. № 6. С. 26. URL: https://www.lawmix.ru/ pprf/64815 (дата обращения: 23.01.2017).

  9. Плотникова А. Н. Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников // Научные труды SWorld. 2013. Т. 55. № 4. С. 64–66. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21110608 (дата обращения: 23.01.2017).

  10. Смирнов И. Н. Мордва: ист.-этногр. очерк / НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2002. 296 с.

  11. Филиппова О. Ю. Семейный клуб – социальная площадка в семейном воспитании и укреплении детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 181–184. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_21144536_65310342.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

  12. Яковлева Т. Н. Мастер-класс как форма взаимодействия детей дошкольного возраста и родителей на занятиях семейного клуба «Творческая гостиная» // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 6. С. 88–91. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_25081690_25946328.pdf (дата обращения: 23.01.2017).

  13. Для цитирования: Ледяйкин Е. Е. Социально-проектный метод в сохранении и развитии традиций эрзянской семьи в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2017. № 3. С. 90–101.