Поддержи проект
Главная

Праздники

День семьи, любви и верности

День семьи, любви и верности

В эрзянской традиционной семье обряды играли большую роль, через обряд утверждалась преемственность нового со старым и сохранялись традиционные ценности. Такой важной ценностью для эрзян была и остается семья. Однако в эрзянском языке отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (э.) — дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. Это нашло отражение и в устно-поэтическом творчестве мордвы, где семья и дом представляют синонимы. Например, в пословицах : «Эйкакш марто кудось — уцяскав кудо» (э.)(«Дом с детьми — счастливый дом»).
Рождение ребенка в семье

Рождение ребенка в семье

Среди семейных ценностей дети играют связующую роль, давая возможность для человека выполнять роль и обязанности отца, матери, сына, дочери, внука и т. п. Они олицетворяют вечный смысл жизни человека. Рождение ребенка предусматривает не только количественное воспроизводство, но и качественное, т. е. воспитание в соответствии культурными и нравственными ценностями эрзян. Народное мировоззрение ставило уважение и статус семьи в зависимость от качества детей: хорошее потомство поднимало статус родителей, семьи, рода.
Новый год и рождество

Новый год и рождество

Святки у мордвы считались одним из самых веселых периодов в году, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени.
  
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.

По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и больниц.
Широкая масленица

Широкая масленица

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные».

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.
Инечи (пасха)

Инечи (пасха)

Па́сха, Вели́к день — самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.

Пасха, будучи главным церковным праздником, стала органичной частью славянской народной традиции, которая по-своему переосмыслила христианскую символику этого праздника. По мнению некоторых исследователей, традиции празднования Пасхи на Руси также впитали множество дохристианских обрядов.
Святая троица

Святая троица

День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.

Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.

В западно-христианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).
Национальный праздник раськень озкс

Национальный праздник раськень озкс

Раськень Озкс (эрз. «раське» — народ, родня, эрз. «озкс» — моление) — древний национальный праздник эрзянского народа. В переводе с эрзянского языка на русский — народное (родовое) моление.

Кроме молений предкам и торжественной части, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы и планируют перспективное развитие этноса.

В 1629 году Раськень Озкс был запрещён царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году, и с тех пор проводится в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии. Указом Главы Республики Мордовия (от 17.06.2004 № 80-УГ) Раськень Озкс, наравне с Акша келу, Велень озкс, Сабантуем и Днем славянской письменности и культуры внесен в перечень государственных национально-фолькорных праздников в Республике Мордовия.

Основанием выбора для места послужила легенда, что на этом месте были захоронены в братской могиле около 11 тысяч воинов-эрзян после битвы с ногайцами. Идея возрождения Раськень Озкса принадлежит эрзянскому активисту Кшуманцянь Пиргужу. Поддержали организацию Озкса творческие коллективы «Ламзурь» и мужской фольклорный коллектив «Торама». Главными организаторами ритуалов были первая Озава — Маризь Кемаль, и первый Озатя — Йовлань Оло. Для участия в мероприятии были привлечены студенты из Эстонии, представители других стран. Приехало несколько фольклорных эрзянских коллективов Поволжья.