Поддержи проект
/ Праздник «Троица»

Праздник «Троица»

Праздник «Троица»
Сегодня мы вспомним обряды и традиции праздника Троицы. Данный праздник является последним большим праздником весеннего цикла, который знаменовал конец сева. Еще до принятия христианства мордовские крестьяне в это время совершали ряд молений, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве. Эти моления проводились как всей общиной (веленъ озкс), так и отдельными группами мужчин (отянь озкс) и женщин (бабань озкс, или  бабань каша). Они проводились у водного источника: реки, ручья или колодца, а также у почитаемых деревьев.



Известно, что самым главным молением было общесельское моление: веленъ озкс  или  веленъ пуре. Оно могло проводиться как на Троицкой неделе, так и после нее - вплоть до Петрова дня. Обычно моление длилось трое суток. В первые два дня молились верховному богу и покровителям различных природных стихий, а на третий день устраивали солдатозкс - просили здоровья и легкой службы для солдат. Во время молений совершали ряд магических действий: обливание участников водой - чтобы вызвать дождь, подбрасывание вверх яиц - чтобы зерно было с яичный желток и т. п.


Повсеместно проводилось женское моление, в котором участвовали и дети. Основным ритуальным блюдом на нем была каша, отсюда и название этого озкса -  бабань каша. Это блюдо, как и другие продукты, отличающиеся множественностью (орехи, бобы, зерна злаков), было олицетворением изобилия. Если на другие моления кашу обычно приносили уже сваренной, то здесь ее готовили на месте. Причем для усиления магического воздействия часто ее делали из зерен разных сортов. Возможно, что это было отголоском древнего обычая приготовления  панспермии - каши из всех злаковых и бобовых культур, которые выращивали в той или иной местности. Ей приписывалась большая магическая сила, которую якобы обеспечивала именно такая смесь. Обрядовую кашу в качестве жертвы богам зарывали в землю, бросали в воду, клали в дупло или вешали в лукошке на священные деревья. Ритуальную кашу относили домой, где кормили ею семью и домашний скот, чтобы обеспечить им здоровье и плодовитость.


Необходимо обратить внимание на то, что во время бабань озкс иногда варили и салму, которая также была множественным продуктом. Над ней молились о размножении овец: «Сколько клецок в миске, пусть на столько же прибавят в поголовье серые овцы!». Как и на других молениях приносили в жертву животных.


После окончания моления женщины шли на поле, где просили верховного бога не пускать на посевы своих «птиц», под которыми имелась в виду саранча. Затем все присутствующие снимали пояса, распускали волосы и бегали по полю, «изгоняя саранчу».


Кроме того, пожилые женщины совершали моление на меже - грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Мо­даньпаза(богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом.


В засушливое время устраивали моления о дожде - пиземе озкс. С молитвой о дожде обращались к богине воды Ведь аве. При этом проводилось оно около ручья, реки, озера и т.п.


Таким образом, Троица – прекрасный древнейший праздник, наполненный не только интересными обрядами, а религиозным содержанием и философским смыслом. Он позволяет нам на время сделать паузу в бесконечной жизненной суете, чтобы подумать о душе и наполнить свой внутренний мир тихой радостью от созидания гармонии окружающего мира.

 


Видеоматериалы с мастер-классов:






















Фотографии с мастер-классов: